Сущность и особенности железнодорожной системы Российской Федерации
По длине железнодорожных сообщений России принадлежит второе место в мире после США. А по протяженности электрифицированных дорог - у нее абсолютное первенство. На долю Российской Федерации приходится более 20 % всего железнодорожного грузооборотам в мире.
Более 40% всех грузоперевозок России занимают перевозки по железной дороге. Они очень востребованы, особенно в тех регионах, где слабо развивается автомобильный и водный транспорт. Особенностью железнодорожных перевозок является возможность доставки грузов на огромные расстояния и при значительных объемах на протяжении всего года независимо от климатических условий. Такие перевозки экологически безопасны.
Причины, сдерживающие увеличение объемов грузоперевозок
Однако на сегодняшний момент объемы перевозок железнодорожным транспортом еще не вышли на уровень 1992 года. Среди основных причин, сдерживающих рост этого показателя, можно выделить полное прекращение строительства новых путей. За это время их протяженность не была увеличена, а при этом длина эксплуатируемых участков снизилась на тысячу километров. Большинство перевозок осуществляется по дорогам, для которых характерны низкий уровень пропускной способности.
На качество и объемы поставок влияет и уровень подвижного состава. В настоящий момент он устарел и требует полного обновления.
Основные направления по совершенствованию железнодорожных перевозок на территории России заключаются в следующем:
- повысить безопасность на железной дороге;
- поднять уровень железных дорог России до мировых показателей;
- полное и постоянное обновление материальных активов;
- уменьшить число участков, имеющих низкий показатель пропускной способности;
- привлечение инвестиций в железнодорожную отрасль;
- обеспечение отдаленных регионов полным комплектом оборудования и техники;
- увеличение числа и размера транзитных перевозок
Перспективные направления развития железных дорог России
Для увеличения объемов железнодорожных перевозок разработана новая стратегия развития до конца 2030 года. Она предполагает выполнения ряда мероприятий.
- Организация логистических центров в местах соединения железнодорожных путей, имеющих разную ширину колеи.
- Построение новых железнодорожных путей и реконструкция старых. В настоящее время начата модернизация ширококолейного участка между российской станцией Хасан и северокорейской станцией Раджин.
- Увеличение грузовых потоков по международному транспортному коридору, связывающего страны Востока и Запада. Для этих целей необходимо создать таможенные пункты, обустроенные в соответствии с международными стандартами и с высоким уровнем пропускной способности.
- Повысить уровень работников железной дороге и подготовить высококвалифицированных специалистов согласно новым стандартам в системе образования.
- Необходимо повысить уровень логистики и оптимизировать грузовые потоки.
- Привлечение инвестиций для обновления железнодорожного парка. До конца 2030 года планируется привлечь более 3 100 млрд. рублей.
Однако успешное решение всех намеченных планов невозможно без участия железнодорожников.
Основные положительные моменты, связанные с успешной реализацией стратегии развития на железнодорожном транспорте.
При выполнении намеченных планов в железнодорожной отрасли будут достигнуты следующие показатели.
- Полностью будут ликвидированы участки, для которых характерен низкий показатель пропускной способности.
- Повысится скорость перевозок на 23%, при этом скоростная доставка вырастет в 3,5 раза.
- Стопроцентное выполнение сроков доставки грузов.
- Рост экспортных транспортных услуг.
- Повышение экономичности перевозок за счет снижения расхода топлива и показателей энергоемкости.
- Повышение безопасности на железнодорожном транспорте и экологических показателей за счет снижения выбросов в атмосферу.
Реализация этих задач невозможна без значительных финансовых вложений.