Железнодорожные перевозки – анализ и перспективы развития
Информационным агентством "INFOLine-Аналитика" были проведены исследования в области железнодорожного транспорта Российской Федерации и представлены перспективы развития до конца 2024 года.
По данным исследований для железнодорожного рынка России станет характерным замена старого парка новым современным подвижным составом.
Анализ рынка вагонов подтвердил снижение прибыльности перевозок грузов железной дорогой, что связано с профицитом подвижного состава. Такое положение не может существовать длительное время. В перспективе – стремление к обновлению.
На протяжении 2016-2017 годов при снижении профицита железнодорожного состава вырастет ставка доходности, что позволит улучшить работы по сервисному обслуживанию вагонов, продолжить замороженные выплаты по кредитным и лизинговым договорам. В будущем возможно увеличение показателя арендной платы на 2-4 % в течение года.
Рынок железнодорожного транспорта
В настоящее время для российского парка железнодорожного транспорта характерно наличие 285 тысяч вагонов с превышенным согласно нормативам сроком эксплуатации. Низкий показатель доходности при использовании изношенных вагонов делает неэффективным дальнейшие работы по модернизации и эксплуатацию более 2/3 всего парка вагонов.
В скором времени планируется списание с баланса в течение трех лет не менее 250 тысяч устаревших, с низким показателем эффективности вагонов, у которого истек срок службы. И в дальнейшем рынок грузовых вагонов, начиная с 2019 года, выйдет на ежегодный стабильный показатель в 20-30 тысяч вагонов.
Планируемое списание подвижного состава позволит повысить рентабельность маневрирования вагонами и величину платежей за аренду, что позволит получить дополнительные средства на ремонт подвижного состава и выплат по кредитам, связанных с покупкой вагонов. На протяжении 2016-2017 годов это ставка достигнет 750 рублей в день.
Рынок вагонов 2015 года претерпел изменения. Появился спрос на производство новых грузовых вагонов, которые имеют большую грузоподъемность и более объемный кузов. Для этих вагонов характерно увеличение промежутка времени при проведении ремонтных плановых работ и снижение поломок во время их работы.
При эксплуатации новых модернизированных полувагонов возможно получение дополнительного ежедневного эффекта, который будет равен около 500 рублей. Приобретая новые вагоны, этот результат достанется новым хозяевам подвижного состава. В дальнейшем планируется рост результата от повышения тарифа пропорционально уровню индексации тарифов РЖД, превышающий показатель инфляции в отраслях промышленности.
Новые перспективы при модернизации
Более высокий показатель эффективности приведет к росту стоимости модернизированных вагонов по сравнению с имеющимся подвижным составом. Это связано с увеличением затрат при производстве вагонов из-за использования новых материалов и технологий. Однако наряду с ростом себестоимости улучшится показатель надежности подвижного состава и снизится влияние инфраструктуру железной дороги.
Положительные показатели новых модернизированных вагонов подтолкнут к проведению замены существующего железнодорожного парка. В 2016 году планируется увеличить долю вагонов нового поколения до 80 %, а в перспективе – до 95%. Абсолютный показатель ежегодного объема выпуска современных вагонов составит около 45 тысяч штук.
Все это свидетельствует о том, что для рынка российского железнодорожного транспорта стало характерно появление новых концепций: замена устаревших железнодорожных вагонов новым перспективным подвижным составом.